Обычная версия
Шрифт -
Шрифт +
Настройки по умолчанию

ПКПП

 
«Что такое дисграфия?»

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к учителю-дефектологу, чаще к психологу, что не совсем правильно. 

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.

Речевая симптоматика дисграфии.

При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом:

  • выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок;
  • они не используют заглавные буквы, знаки препинания;
  • у них ужасный почерк.

В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. 
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы:

  • "З" и "Э",
  • "Р" и "Ь" (мягкий знак).
  • Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ".
  • Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.

 

Неречевая симптоматика дисграфии.

У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций:

  • зрительного анализа и синтеза,
  • пространственных представлений,
  • слухо-произносительной дифференциации звуков речи,
  • фонематического, слогового анализа и синтеза,
  • лексико-грамматического строя речи,
  • расстройства памяти, внимания,
  • сукцессивных и симультанных процессов,
  • эмоционально-волевой сферы. 

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: 

  • недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
  • добавление лишних элементов;
  • пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
  • зеркальное написание букв.

На что нужно обратить особое внимание:

  • Если Ваш ребенок левша.
  • Если он - переученный правша.
  • Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
  • Если в семье говорят на двух или более языках.
  • Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
  • Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
  • Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
  • Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
  • При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
  • Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Уважаемые читатели, обратите внимание!

Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Кто способен научить ребенка читать и писать?

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста - квалифицированного логопеда, учителя-дефектолога.

Занятия проводятся по определенной системе:

используются различные речевые игры,

разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов.

Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" - жука, "С" - полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма.

 

Несколько советов родителям:

  • Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

 

  • Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

 

  • Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

 

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. 


НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК.

Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом... 


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел ПКПП

Переводчик

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Государственный школьный стандарт

День народного единства

Год исторической памяти

Память и боль белорусской земли

Политика обработки персональных данных

Электронный дневник

Правовой форум Беларуси

Новости

Новости Организация пропускного режимa Деловой стиль одежды Поступление в гимназию ...

Открыть Новости

ТК администрации Центрального района г.Гомеля

Трудоустройство молодежи

Портал Президента Республики Беларусь

Министерство образования Республики Беларусь

Детский правовой сайт

Гомельский облисполком

Гомельский городской исполнительный комитет

Новости Организация пропускного режимa Деловой стиль одежды Поступление в гимназию ...

Открыть раздел Новости
Директор Беспалая Ирена Васильевна 34-47-58 Заместитель директора по учебной работе Заместитель директора по учебной работе Алисиевич Галина Александровна Василенко Наталья Фёдоровна...
Открыть раздел Администрация
Директор Беспалая Ирена Васильевна 34-47-58 Заместитель директора по учебной работе Заместитель директора по учебной работе Алисиевич Галина Александровна Василенко Наталья Фёдоровна...
Открыть раздел Администрация
Электронный дневникУзнать свои отметки, а также домашнее задание по предметам можно в электронном дневнике, нажав кнопку: ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК Для получения доступа необходимо иметь логин и пароль!...
Открыть раздел Электронный дневник
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Президент Республики Беларусь www.president.gov.by Правительство Республики Беларусь www.government....
Открыть раздел Полезные ссылки
СППСГрафик работы педагога социальногоГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ БЕСЕД С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ Учреждения, оказывающие психологическую помощь График работы педагога-психолога ...

Открыть раздел СППС
В связи с тем, что 12 июня 2022 года является выходным днем, прием документов в первые классы учреждений общего среднего образования начнется 13 июня....

Открыть раздел Поступление в гимназию
Новости Организация пропускного режимa Деловой стиль одежды Поступление в гимназию ...

Открыть раздел Новости
Ресурсный центр по английскому языку– структурное подразделение информационно-библиотечного центра государственного учреждения образования «Гимназия № 10 г....
Открыть раздел Ресурсный центр по английскому языку
Финансовая грамотностьФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Для рядового гражданина финансовая грамотность это:...
Открыть раздел Финансовая грамотность
В этом году 22 июня исполняется 80 лет со дня начала Великой Отечественной Войны. Сколько боли, потерь, искалеченных судеб, оборвавшихся жизней принесла война....
Открыть раздел " ... и помнит мир спасенный ..."
Название инновационного проекта “ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА” Руководитель проекта – директор Беспалая...
Открыть раздел Инновационная деятельность
The LineAct Platform