Обычная версия
Шрифт -
Шрифт +
Настройки по умолчанию

ПКПП

 
«Что такое дисграфия?»

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к учителю-дефектологу, чаще к психологу, что не совсем правильно. 

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.

Речевая симптоматика дисграфии.

При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом:

  • выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок;
  • они не используют заглавные буквы, знаки препинания;
  • у них ужасный почерк.

В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. 
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы:

  • "З" и "Э",
  • "Р" и "Ь" (мягкий знак).
  • Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ".
  • Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.

 

Неречевая симптоматика дисграфии.

У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций:

  • зрительного анализа и синтеза,
  • пространственных представлений,
  • слухо-произносительной дифференциации звуков речи,
  • фонематического, слогового анализа и синтеза,
  • лексико-грамматического строя речи,
  • расстройства памяти, внимания,
  • сукцессивных и симультанных процессов,
  • эмоционально-волевой сферы. 

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: 

  • недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
  • добавление лишних элементов;
  • пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
  • зеркальное написание букв.

На что нужно обратить особое внимание:

  • Если Ваш ребенок левша.
  • Если он - переученный правша.
  • Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
  • Если в семье говорят на двух или более языках.
  • Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
  • Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
  • Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
  • Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
  • При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
  • Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Уважаемые читатели, обратите внимание!

Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

Кто способен научить ребенка читать и писать?

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста - квалифицированного логопеда, учителя-дефектолога.

Занятия проводятся по определенной системе:

используются различные речевые игры,

разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов.

Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" - жука, "С" - полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма.

 

Несколько советов родителям:

  • Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

 

  • Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

 

  • Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

 

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. 


НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК.

Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом... 


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел ПКПП

Переводчик

Лето на пользу 2022

День народного единства

Год исторической памяти

Память и боль белорусской земли

Политика обработки персональных данных

Добрые дороги Гомельщины

Интерактивный путеводитель по системе проф. образования в РБ

Электронный дневник

Мы изучаем китайский

Беларусь библиотечная

Беларусь Библиотечная

Единый белорусский веб-портал по ВИЧ/СПИДу

Белорусская республиканская пионерская организация

Портал Президента Республики Беларусь

Гомельский облисполком

Гомельский городской исполнительный комитет

Директор Беспалая Ирена Васильевна 34-47-58 Заместитель директора по учебной работе Заместитель директора по учебной работе Алисиевич Галина Александровна Василенко Наталья Фёдоровна...
Открыть раздел Администрация
Директор Беспалая Ирена Васильевна 34-47-58 Заместитель директора по учебной работе Заместитель директора по учебной работе Алисиевич Галина Александровна Василенко Наталья Фёдоровна...
Открыть раздел Администрация
Электронный дневникУзнать свои отметки, а также домашнее задание по предметам можно в электронном дневнике, нажав кнопку: ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК Для получения доступа необходимо иметь логин и пароль!...
Открыть раздел Электронный дневник
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Президент Республики Беларусь www.president.gov.by Правительство Республики Беларусь www.government....
Открыть раздел Полезные ссылки
СППСГрафик работы педагога социального Учреждения, оказывающие психологическую помощь График работы педагога-психолога График "родительский университет"...

Открыть раздел СППС
В связи с тем, что 12 июня 2022 года является выходным днем, прием документов в первые классы учреждений общего среднего образования начнется 13 июня....

Открыть раздел Поступление в гимназию
Ресурсный центр по английскому языку– структурное подразделение информационно-библиотечного центра государственного учреждения образования «Гимназия № 10 г....
Открыть раздел Ресурсный центр по английскому языку
Финансовая грамотностьФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Для рядового гражданина финансовая грамотность это:...
Открыть раздел Финансовая грамотность
В этом году 22 июня исполняется 80 лет со дня начала Великой Отечественной Войны. Сколько боли, потерь, искалеченных судеб, оборвавшихся жизней принесла война....
Открыть раздел " ... и помнит мир спасенный ..."
The LineAct Platform